Аркадий Смолин, личный обозреватель РАПСИ
В последние дни в Москве активизировались обладатели валютных кредитов на приобретение жилья. Заемщики пикетировали пару банков, одни брали штурмом, в других приковывали себя наручниками… Валютные ипотечники постарались даже перекрыть 1-ю Тверскую-Ямскую улицу, чтобы притянуть массовое внимание к своим проблемам.
Это им удалось, но реакция государственных и денежных правительства вряд ли отвечает выжиданиям заемщиков. Но оказавшиеся в открытом доступе комментарии и цифры по кредитной политике в Российской Федерации разрешают оценить следствия вероятных вариантов продвижения событий для всякого россиянина.
Цена вопроса
Чтобы оценить важность неприятности для начала хорошо бы осознать ее масштаб.
Согласно данным Центробанка РФ, до кризиса 2008 года коммерческие банки выдавали ипотеку гражданам России в зарубежной валюте общей стоимостью 150-250 млрд. рублей в год. После 2008 года объемы выдачи валютных кредитов начали падать и каждый год не превышали 70-100 млрд. рублей. К сегодняшнему дню практически все большие банки свернули выдачу валютных кредитов.
Согласно данным Общероссийского движения валютных заемщиков, всего от валютной ипотеки в Российской Федерации пострадали практически 100 тысяч людей. Не совсем ясно, что подразумевается под определением «пострадали», ясно лиш, что в действительности сейчас число валютных ипотечников несопоставимо меньше. Лишь за 11 месяцев 2015 года, согласно данным Центрального банка, часть валютных кредитов (не только ипотечных) в розничном портфеле банков (кроме ПАО «Сбербанк Российской Федерации) сократилась с 3,2% до 2,7%. В полных показателях счет идет только на тысячи человек.
К примеру, в ВТБ24 на 31 декабря 2015 года обслуживалось 3800 валютных ипотечных заемщиков. Приблизительно столько же кредитов с валютной ипотекой у банка «Дельтакредит». У банка «Хоум заём» осталось в районе 500 заемщиков с валютной ипотекой. У Абсолют Банка и «Уралсиба» часть валютных ипотечных кредитов в портфеле менее 3%.
Сейчас с валютными кредитами на недвижимость остались лишь самые упрямые заемщики (или те, кто потерял время, когда заём возможно было реструктурировать без катастрофичных следствий), отказавшиеся от всех возможностей избавиться от лишних рисков. Это те заемщики, которые не попользовались пятилетним окном для решения своих неприятностей в новых экономических условиях.
С 2009 по 2014 год, после экономического кризиса 2008 года, у них были все юридические основания понять риски выбора валютной ипотеки в Ро
Комментариев нет:
Отправить комментарий